Общие принципы обслуживания электроустановок многоквартирных домов: информация для руководителей ТСЖ и ЖСК

By Сергей Энергетиков 02.09.2022

Обычно руководители товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) знают, что вверенное им электрохозяйство нуждается во внимании и уходе. Одним удаётся упредить электротехнические проблемы. К другим понимание приходит в результате горького опыта. Так или иначе, желательно, чтобы обслуживание электроустановок было организовано рационально.

В настоящей статье речь пойдёт об обслуживании электрооборудования в пределах общего имущества многоквартирного дома (МКД). Многочисленные вопросы обслуживания и ремонта квартирных электроустановок затрагивать здесь не будем, поскольку это отельная обширная тема.

Считаю необходимым подчеркнуть, что изложенная ниже информация актуальна для руководителей ТСЖ и ЖСК, отказавшихся от услуг управляющих компаний в привычном понимании этого явления и пожелавших заниматься инженерными системами МКД по собственному усмотрению.

Виды обслуживания электроустановок и тонкие грани между ними

Принципиально можно выделить следующие виды обслуживания электроустановок: текущее, профилактическое и аварийное.

Все эти виды обслуживания в реальной жизни тесно переплетены между собой. Порой бывает трудно понять, где заканчивается текущее и начинается профилактическое обслуживание (или наоборот). Иногда разгораются нешуточные споры о первопричинах аварийных ситуаций. Авария может случиться в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств или стать закономерным итогом некачественного выполнения профилактических работ.

Грамотная эксплуатация электроустановки МКД предполагает разумное сочетание перечисленных видов обслуживания и устранение противоречий между ними. Я предлагаю Вашему вниманию.

Оптимальное сочетание видов обслуживания

Между профилактическим и аварийным обслуживанием (а также между оплатой соответствующих услуг) имеется противоречие.

Если организация выполняет полный комплекс профилактических работ, то аварий на объекте быть не должно. Все обозначившиеся было неполадки выявляются на ранней стадии и тут же устраняются, пока не случился масштабный отказ оборудования и / или аварийное отключение электроснабжения. В противном случае возникает вопрос — зачем нужна профилактика, которая не даёт результата?

Несмотря на справедливость вопроса, всё же отмечу, что 100-процентной гарантии от внезапных отказов электрооборудования не существует. Грамотно выполняемое профилактическое обслуживание обеспечивает более 95% успеха, но оно может оказаться бессильным перед скрытыми дефектами запасных частей или человеческим фактором. Правила эксплуатации электроустановок и нормы безопасности прописаны и проговорены бессчётное количество раз, но всё равно находятся люди, допускающие нелепые ошибки и вопиющие нарушения.

Роль руководства

В реализуемой концепции руководство ТСЖ (ЖСК) играет одну из ключевых ролей.

Во-первых, фактически мы действуем от имени и по поручению должностных лиц конкретного ТСЖ или ЖСК.

Во-вторых, задача донесения информации до жителей во многом ложится на руководство ТСЖ / ЖСК.

Это поддержание в актуальном состоянии информационных стендов, участие в распределении дисконтных карт и организации оплаты услуг.

Интересы сторон

Наш интерес заключается в снижении себестоимости заявок и стабилизации потока обращений. Серьёзные затраты на рекламу и прочие способы продвижения, неравномерность поступления заказов на стихийном рынке всегда были факторами, осложнявшими деятельность частных коммерческих служб. Внедрение предложенной концепции позволяет не выбирать между рыночным и плановым способами хозяйствования, а совмещать положительные качества обеих моделей.

Грамотные руководители ТСЖ и ЖСК заинтересованы в том, чтобы на вверенных им площадях был порядок. Чтобы собственники жилья знали, что в случае электротехнической аварии они не останутся один на один со своей проблемой. Чтобы в квартирных электроустановках не копались случайные лица сомнительной квалификации, волей случая найденные на просторах интернета. Несмотря на разграничение сфер ответственности, электроустановка многоквартирного дома функционирует как одно целое. Некоторые неисправности, возникшие в зоне ответственности владельцев квартир, могут приводить к обширным аварийным отключениям электричества — по стоякам электроснабжения, во всей парадной и т. д.

Практика показала, что некоторые должностные лица выступают за списание доли (процента) с частных коммерческих заявок в пользу ТСЖ или ЖСК. Имеют право, тем более, что средства на общедомовые нужды требуются всегда.

Порядок взаимодействия

Порядок взаимодействия прописывается в договоре.

Примерный текст объявления

Просьба не цепляться к вычурно-патетическому стилю изложения. Всё равно это «болванка», которая подлежит доработке в соответствии с реалиями конкретных многоквартирных домов.

Уважаемые собственники / арендаторы квартир!

Проявляя всемерную заботу о благосостоянии, безопасности и комфорте жителей нашего дома, руководство ТСЖ (ЖСК) заключило договор с Диспетчерской аварийно-ремонтной службой «Аварийка.ру» (ООО «ДАРС «Аварийка.ру»), специализирующейся на аварийном обслуживании квартирных электроустановок. Электрики службы восстанавливают электроснабжение квартир и устраняют неисправности проводки и электрощитового оборудования на коммерческой (платной) основе.

С полным текстом договора можно ознакомиться по ссылке или QR-коду.

Согласно действующему законодательству РФ, бремя эксплуатации квартирных электроустановок лежит на собственнике жилья и / или его представителях.

Для жителей нашего дома действуют особые условия.

Цены на услуги аварийного электрика и малые электромонтажные работы на N% ниже, чем в стандартном прейскуранте службы.

Телефоны такие-то (в зависимости от варианта договора могут указываться общедоступные телефоны ДАРС «Аварийка.ру», либо номер выделенной телефонной линии).

comments

Добавить коментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации.