Электрика
Замена светильников
Установка светильников
Замена люстры в квартире: демонтаж старого и установка нового светильника
Санкт-Петербург, Центральный район, Шпалерная улица, 16.02.2012
Замена люстры в квартире (Шпалерная улица, Центральный район Санкт-Петербурга) 16.02.2012.
Замена люстры в квартире: Центральный район Санкт-Петербурга, Шпалерная улица. Демонтаж старого и установка нового светильника.
Днём 16.02.2012 диспетчер аварийно-ремонтной службы «Аварийка.ру» принял заявку — заказчику потребовалась замена люстры в квартире (многоквартирный дом на Шпалерной улице, Центральный район Санкт-Петербурга). Вечером того же дня заявка была выполнена.
Замена люстры включает в себя демонтаж старой и установку новой люстры, при необходимости может быть изменена схема подключения светового прибора. Иногда вместе с заменой люстры требуется установка другого (нового) выключателя или светорегулятора (диммера).
В большинстве случаев замена люстры производится, если люстра неисправна, а её ремонт экономически нецелесообразен. Но в данном случае старая люстра была ещё вполне работоспособна (к сожалению, электрик её не сфотографировал, и тем самым лишил посетителей сайта «Аварийка.ру» возможности оценить её достоинства и недостатки), просто её внешний вид (дизайн) не устраивал хозяев.
Дизайн — штука лукавая, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Тем не менее, я полностью одобряю решение заказчика. Интерьер комнаты выполнен в классическом стиле, и старая (на самом деле, не такая уж старая, покупалась она, наверное, года три назад) люстра в стиле хай-тек совершенно не смотрелась в нём. Зато после установки новой люстры классического дизайна интерьер получил завершение, стал восприниматься как единое целое.
Обычно демонтаж старой люстры не вызывает никаких затруднений, конечно, если речь идёт о среднестатистической люстре обычного размера. Здесь, хотя люстра и была обыкновенная, пришлось повозиться. Видимо, эту люстру когда-то установили на свежеокрашенный, недостаточно просушенный потолок. Колпачковые гайки, прикручивающие основание люстры к шпилькам монтажной рейки, вдавили край основания в слой свежей краски. В результате люстра буквально прилипла к потолку, и её отделение от потолка потребовало от мастера чрезвычайной аккуратности и терпения. Усилия увенчались успехом — люстра была демонтирована без лишних косметических дефектов на поверхности потолка. След от края прилипшего основания старой люстры хорошо виден на фото 1. На фото 1 также обратите внимание на состояние потолка — очевидно, что потолок перекрашивался (видите различные оттенки белого цвета?), но сделано это было без снятия люстры, что является нарушением технологии. Впрочем, весьма вероятно, что маляры просто не смогли снять люстру — прилипшая люстра с первой попытки не поддалась, а новых попыток демонтажа светильника так и не последовало.
+ ДШЭ-2: ошибки отделочников, наносящие вред электроустановкам + ДШЭ-3: ошибки электриков при установке светильников (люстр) + БП по установке светильников!
1. Монтажная рейка старой люстры, оставившей след на потолке. Налицо нарушения технологии окраски потолка. Потолочный крюк в распрямлённом состоянии.
Старая люстра крепилась к потолку с помощью монтажной рейки (снова взгляните на фото 1). На сегодняшний день это самый модный способ крепления люстры. Модный — не значит надёжный, удобный, эффективный… Наоборот, этот способ таит в себе массу неудобств и «подводных камней». Например, здесь, в рассматриваемом нами помещении, потолок сделан из гипсокартона, и закрепить рейку можно, лишь проделав два отверстия в этом весьма хлипком материале. Также требуется отверстие под проводку. Итого три отверстия, расположенных очень близко друг к другу. Эти отверстия никак не добавляют прочности листу гипсокартона, что в свою очередь ведёт к снижению надёжности крепления и к ограничению массы устанавливаемой люстры.
Предыдущий исполнитель (электрик, установивший старую люстру) использовал дюбели Sormat ola — пожалуй, самый неудачный выбор для крепления монтажной рейки к гипсокартонному потолку. Один из дюбелей Sormat ola хорошо виден на фото 2, 3 и 4 (лучше всего — на фото 3) слева в проекции крепления монтажной рейки. Второй, расположенный справа, при снятии монтажной рейки за счёт собственного веса (!) выпал из отверстия. Это свидетельствует о повреждении краёв отверстия выступающими элементами дюбеля. Какая уж тут надёжность крепления?!
Ко всеобщей радости, конструкция новой люстры предусматривала традиционный способ установки. С потолка свисал стальной прут — распрямлённый потолочный крюк (смотрите фото 1). В дальнейшем мы будем называть его штатным потолочным крюком, хотя это название условное. Скорее всего, настоящий штатный крюк, вмонтированный в перекрытие, скрыт гипсокартоном, а к нему прикреплён стальной прут, свисающий на фото 1 (в распрямлённом состоянии) и на фото 2, 3, 4 (во вновь согнутом состоянии). Видимо, мастер-отделочник, монтируя подвесной потолок из гипсокартона, нормально отнёсся к своим обязанностям, предусмотрев возможность установки люстры на крюк. Прут, кстати, закреплён весьма надёжно и способен выдержать люстру значительно тяжелее той, что мы устанавливали 16.02.2012.
Штатный потолочный крюк, видимо, в своё время был распрямлён, т. к. в согнутом состоянии он мешал установить люстру (старую) на рейку — размер полости основания люстры был меньше, чем размер крюка. Спасибо, что распрямили, а не отпилили! Альтернативой штатному крюку мог бы стать специальный крепёж (фото 4), но, разумеется, штатный крюк надёжнее. Штатный крюк, естественно, пришлось приводить из распрямлённого в согнутое состояние с помощью слесарно-электромонтажного инструмента — раздвижных и обычных плоскогубцев (пассатижей). Раздвижными плоскогубцами стальной прут удерживался, а обычными — гнулся (фото 2).
2. Возвращение потолочному крюку первоначальной формы с помощью слесарно-электромонтажного инструмента.
3. Штатный потолочный крюк вновь в согнутом состоянии. Кабель NYM стационарной проводки, выходящий из общего с крюком отверстия, разделан неаккуратно. Слева в проекции монтажной рейки хорошо виден дюбель Sormat ola.
4. Крепёж специального назначения — крюк для гипсокартонных потолков на фоне штатного крюка.
На фото 3 и 4 видно, что кабель NYM 3×1,5, относящийся к стационарной проводке (он выходит из потолка через то же отверстие, что и штатный крюк), разделан неаккуратно. Линия среза наружного слоя изоляции кривовата, имеются зазубрины. Конечно, то, что изоляция токоведущих жил не повреждена – уже хорошо, ведь часто можно видеть, как «умельцы» её надрезают, создавая опасность короткого замыкания или поражения током. Однако криво — это не профессионально! Кабель NYM пришлось перезачистить, но процесс и результат перезачистки кабеля мы не сфотографировали. Придётся Вам поверить нам на слово, что получилось хорошо.
+ навыки разделки кабелей и зачистки проводов!
Первая часть подготовительных работ завершена. Настало время заняться новой люстрой. Итак, несколько слов о ней. Люстра выполнена в классическом стиле и выглядит весьма солидно (забегая вперёд, можно посмотреть фото 12, где она уже благополучно установлена и светит на радость заказчику). В то же время она абсолютно лишена ненужной визуальной «тяжеловесности», присущей многим современным светильникам, стилизованным под классику. Производитель — известная итальянская фабрика «Рекканьи Анджело» (Reccagni Angelo). Клеймо производителя расположено на колпаке люстры (фото 5). Хорошая люстра. Единственное замечание — штатный клеммник для подсоединения к стационарной проводке никуда не годится. Но об этом ниже.
5. Клеймо итальянской фабрики «Рекканьи Анджело» (Reccagni Angelo) на колпаке новой люстры.
В погоне за снижением себестоимости продукции даже производители дорогих люстр устанавливают дешёвые некачественные винтовые клеммники. Данная люстра не стала приятным исключением из этого печального правила. Правда, итальянский производитель зачем-то решил «облагородить» штатный винтовой клеммник, скрыв его пластмассовым кожухом чёрного цвета (фото 6 и 7). Вероятно, производитель таким образом пытался свести к нулю вероятность прикосновения к открытым токоведущим частям винтового клеммника (головкам винтов), но…
6. Кожух штатного клеммника новой люстры.
В какую бы красивую коробочку плохой товар не упаковали (надеемся, понятно, что речь здесь идёт о клеммнике, а не о люстре в целом), сам товар от упаковки лучше не становится. Более того, применение кожуха не только не решило проблему ненадёжности винтового клеммника, но и могло доставить дополнительные неприятности. Повернув красный пластмассовый винт-фиксатор крышки кожуха отвёрткой против часовой стрелки, мы разобрали кожух (фото 7). И тут стало видно, что детали кожуха продавливали изоляцию проводов люстры, что со временем привело бы к её повреждению и обнажению тонкопроволочных проводников.
7. Внутри кожуха находится штатный винтовой клеммник новой люстры. Провода люстры имеют заводскую опрессовку. Изоляция проводов продавлена деталями кожуха.
Концы проводов люстры производитель опрессовал специальными гильзами, и сделал это качественно. Взвесив все «за» и «против», мы решили не укорачивать провода люстры, благо изоляция была лишь пережата, но не перетёрта, да и фабричные гильзы стоили того, чтобы их оставить. Вместо штатного винтового клеммника мы использовали более надёжные и удобные клеммники Wago-222 в количестве трёх штук — под каждый провод (фаза, ноль, заземление) отдельный клеммник (фото 8 и 9).
8. Колпак (балдахин) новой люстры и место соединения несущей трубки с цепью. Штатный винтовой клеммник заменён на клеммники Wago-222.
9. Кожух штатного клеммника продавливал изоляцию проводов люстры. Следы от кожуха на изоляции проводов и клеммники Wago-222 крупным планом.
+ особенности выбора клеммников (соединителей) + нюансы применения клеммников Wago!
+ ДШЭ-3: проблемы примитивных винтовых клеммников + БП по установке светильников + БП Аварийка!
Арматура люстры «Рекканьи Анджело» (Reccagni Angelo) в отличие от арматуры большинства дешёвых люстр была полностью собрана на фабрике, за исключением одной детали — декоративной шишки, без которой представить себе люстру в классическом стиле затруднительно. Вероятно, производитель не устанавливает декоративную шишку на фабрике из опасения, что она продырявит упаковку при транспортировке. Вместо декоративной шишки установлена обычная гайка, препятствующая самопроизвольному расхождению деталей корпуса люстры (фото 10). Мы решили назвать эту гайку транспортировочной — по аналогии с транспортировочными болтами стиральной машины.
10. Отворачивание транспортировочной гайки с помощью ключа, входящего в комплект поставки новой люстры. Вместо транспортировочной гайки будет установлена декоративная шишка.
Критикуя штатный винтовой клеммник, мы чуть было не обвинили производителя в скупости. Словно опровергая обвинение, итальянцы включили в комплект поставки ключ для отворачивания транспортировочной гайки (фото 10). Конечно, отрадно, что в этом вопросе производитель оказался на высоте, но с нашей, электротехнической точки зрения было бы лучше, если бы люстры комплектовались хорошими клеммниками (на наш взгляд, идеальный вариант — Wago-222), а уж ключ «на 13» (или в крайнем случае качественный разводной ключ) у уважающего себя и своё Дело мастера найдётся.
После удаления транспортировочной гайки, на её место была прикручена декоративная шишка (фото 11). Делается это рукой, без применения какого-либо инструмента.
11. Декоративная шишка установлена.
Затем люстра была установлена на крюк, хотя в данном случае правильнее будет написать, что крюк был продет в ушко несущей трубки люстры. Потолочные (стационарные) провода были соединены с проводами люстры с помощью клеммников Wago-222 в строгом соответствии с цветовой маркировкой. Колпак люстры был поднят максимально высоко по несущей трубке и зафиксирован штифтом, находящимся в направляющем кольце в нижней части колпака. Колпак призван скрыть потолочный крюк, проводку и клеммники от глаз наблюдателя.
После всех этих действий, в общем-то обычных для установки люстры на крюк, были закреплены плафоны и вкручены лампочки (60-ваттные лампы накаливания).
Щелчок выключателя… И люстра засияла на радость заказчику (фото 12)!
12. Замена люстры успешно выполнена. Да будет свет!
13. Фрагмент цепи люстры «Рекканьи Анджело» (Reccagni Angelo).
14. Встроенные потолочные светильники коридора.
15. Встроенный потолочный светильник коридора. Крупный план.
P. S. от 20.12.2019.
Новая (современная) версия сайта была опубликована в середине 2019 года, но перенос старых материалов продолжается.
Изменилась структура сайта, а также подходы к изложению и подаче информации. Ведётся работа над несколькими обучающими проектами. Всё это заставляет смотреть на предыдущий опыт критически. Мы (авторы и редакторы) честно говорим и пишем об ошибках и недочётах.
Репортаж о данной заявке мог бы стать образцово-показательным. Несмотря на то, что до 2013 года у нас не было разделения заявок на классы, по сути это была заявка премиум-уровня — как с точки зрения технического задания, так и по размеру оплаты услуг. Однако недостаток опыта и отсутствие выработанной системы при выполнении фотофиксации наложили отпечаток на отчёт. Посему и репортаж получился недостаточно внятным. Автор зачастую был вынужден объяснять словами то, что следовало бы продемонстрировать на фото. В ряде моментов автором использованы увеличенные фрагменты изображений с целью восполнения пробелов. Этот приём допустим и в хороших репортажах, однако увеличенные фрагменты изображений не являются полноценной альтернативой нормальным фотографиям ключевых моментов работы.
За кадром остался ряд ключевых моментов. Как выглядела демонтированная люстра (и на потолке, и после снятия)? Как прошёл процесс демонтажа? Какова схема управления освещением? Какую функцию выполнял жёлто-зелёный провод на потолке? Что было сделано с проводом заземления люстры? Как в итоге выглядели косметические дефекты потолка — не перекрытые колпаком новой люстры отверстия в гипсокартоне и след от основания прежнего светильника?
Новая люстра сфотографирована неудачно.
На старой версии сайта не было заглавных иллюстраций в современном понимании этого термина, однако это не является уважительной причиной отсутствия «открыточных» фото светильника. Оказывая услуги, мы работаем на результат. И этот результат должен быть продемонстрирован во всей красе!